+7 4842 746116, +7 4842 747462

slogan.png

Водители газобаллонных автомобилей

       gba_8    gba_3    gba_10

Учебная программа предназначена для переподготовки водителей автомобилей, оборудованных баллонами с компримированным природным газом (КПГ) и газами сжиженными нефтяными (ГСН).

       Продолжительность обучения - 40 часов,  срок обучения  1 неделя.

Настоящая программа составлена с учетом требований Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ-027-2003), методических рекомендаций по технической эксплуатации газобаллонных колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации в Российской Федерации (утверждены распоряжением Минтранса России от 19 октября 2012 №НА-124-р).

В процессе обучения делается упор на знание водителями установленного на автомобиле оборудования: баллонов высокого давления, газовой аппаратуры, средств измерения и инструкций по безопасной эксплуатации ГБА. Подробно рассматриваются такие вопросы, как: подготовка газовой аппаратуры и баллонов автомобиля к работе, пуск и остановка двигателя, возможные аварийные ситуации и действия водителя.

По окончании курсов обучающиеся сдают экзамен. Лицам, сдавшим экзамен, выдается бессрочное ламинированное удостоверение на право управления газобаллонным автомобилем.

 

Использование сжиженного нефтяного газа (ГСН) и компримированного (сжатого) природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте позволяет сократить потребление нефтяного топлива, значительно ускорить решение проблемы защиты окружающей среды от вредных воздействий автомобильного транспорта, особенно в  городах.

 Использование ГСН и КПГ на автотранспорте имеет ряд положительных качеств:

- отсутствие разжижения и уменьшение загрязнения моторного масла;
- снижение расхода масла на 10-15 % по сравнению с бензиновыми двигателями;
- снижение нагара на деталях цилиндропоршневой группы;
- увеличивается срок службы свечей зажигания;
- снижаются выбросы вредных веществ, особенно СО,  в атмосферу;
- отпускная цена одного литра ГСН или одного кубометра КПГ примерно в два раза меньше цены
  одного литра бензина АИ-92.

 Перевод автотранспортных средств на газовое топливо имеет и ряд недостатков:

- время разгона автомобиля увеличивается на 20-30 %;
- максимальная скорость уменьшается на 5-6 %;
- затруднена эксплуатация грузовых автомобилей с прицепом;
- наличие газобаллонной аппаратуры увеличивает трудоемкость техобслуживания;
- уменьшается полезный объем багажного отделения у легковых автомобилей;
- повышенная взрывоопасность и пожароопасность.

Газобаллонные автомобили наиболее эффективны при внутригородских пассажирских перевозках, при обслуживании предприятий торговли, быта, связи и других учреждений, а также легковых автомобилей служебного пользования.

Компримированный природный газ (КПГ) состоит в основном из метана - CH4. ГСН представляют собой смесь пропан-бутановых фракций (C3H8 - C4H10) и поставляются как топливо для транспортных средств в соответствии с государственным стандартом. В силу своих физико-химических свойств КПГ и ГСН удовлетворяют большинству требований, предъявляемых к топливу для автомобилей:

- обладают хорошей смешиваемостью с воздухом;
- имеют высокую калорийность и высокое октановое число (102-105 ед);
- минимальное количество веществ, вызывающих коррозию двигателей;
- минимальное образование токсичных веществ в продуктах сгорания;
- стабильность компонентного состава горючей смеси;
- минимальное содержание смолистых веществ, способствующих нагарообразованию.

В то же время, по сравнению с  бензином, ГСН и КПГ имеют более высокую температуру воспламенения и меньшую скорость горения, что является недостатком.

Сжиженный нефтяной газ должен соответствовать требованиям ГОСТ 27578-87, который предусматривает следующие марки ГСН:

- летнюю марку (пропан-бутан автомобильный), содержащую 50% пропана (C3H8), остальное бутан, применяемую при температуре окружающей среды от +45°C до -20°C;

- зимнюю марку (пропан автомобильный), содержащую 90% пропана и применяемую  при температуре окружающей среды от -20°C до -35°C.

Рабочее давление газа в баллоне с ГСН при температуре +45°С не более 1.6 МПа. Температура кипения при давлении 760 мм рт.ст. для пропана -42°С, для бутана -0.5°С.  Средняя плотность сжиженного газа при нормальных условиях 0.54 кг/литр. Объем паров газа с одного литра ГСН составляет 0.25 куб. м  при  н.у. (0°С, 760 мм рт. ст.).

Рабочее давление газа в баллоне с КПГ при температуре окружающей среды от –45°С до +60 °С состаляет 19.6 МПа.
 
gba_9 gba_1 gba_4 gba_6

Двигатели внутреннего сгорания газобаллонных автомобилей по способу использования ГСН и КПГ в качестве моторного топлива можно разделить на следующие:

а) двухтопливные - с универсальной системой питания и искровой системой зажигания, включающей две равноценные системы питания: на газе и бензине;

б) газожидкостные - с системой питания, у которой часть дизельного топлива при работе двигателя на газе используется в качестве запальной дозы для воспламенения газовоздушной смеси в двигателе (газодизели);

в) газовые - двигатели конвертируемые только для работы на газе с воспламенением газовоздушной смеси в цилиндрах от электрической искры.

 Газовую аппаратуру для автомобилей  можно разделить на несколько типов:

а) эжекторные - системы в которых газ и воздух смешиваются во впускном коллекторе ДВС и управление подачей газа осуществляется с помощью рычажно-мембранных механизмов;

б) инжекторные - системы в которых газ впрыскивается при помощи специальных форсунок во впускной коллектор (центральный впрыск) или непосредственно в каждый цилиндр ДВС (распределительный впрыск);

в) комбинированные - системы в которых для подачи газа в ДВС используется инжекторный дозатор и стандартный внешний смеситель с подачей газовоздушной смеси во впускной коллектор двигателя.

    gba_14  gba_12    gba_11

                          Освидетельствование автомобильных газовых баллонов

Владельцы газобаллонных автомобилей должны периодически проводить освидетельствование автомобильных газовых баллонов в соответствии с «Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».

Освидетельствование автомобильных баллонов проводится на специализированных пунктах, имеющих соответствующее разрешение, выданное территориальным органом Ростехнадзора. Одновременно с разрешением на проведение освидетельствования пункту выдается образец клейма (круглой формы диаметром 12 мм).

В соответствии с Правилами сроки освидетельствования баллонов для КПГ установлены следующие:

1. баллоны из легированной стали – один раз в 5 лет
2. баллоны из углеродистой стали – один раз в 3 года;
3. баллоны из композиционных материалов – один раз в 3 года.

Освидетельствование автомобильных баллонов для ГСН проводят один раз в 2 года, если предприятие-изготовитель баллонов не указывает иные сроки.